public relations

Categories:

public relations
public relations

Редко встречаются специальности, вокруг которых ходит столько домыслов и кривотолков, как вокруг PR. Недоброжелательное отношение в обществе к этой профессии сложилось еще в начале ее появления в России благодаря нечистоплотности пиарщиков, определяющих политическое настроение в стране. Между тем нужно учитывать, что политика — не единственная ипостась консультантов по PR. Более того, сейчас популярной отраслью их деятельности является бизнес.

Словосочетание public relations, непонятное некоторым до сих пор, переводится как «связи с общественностью». Специалист, чья профессия носит заграничное имя, занимается ничем иным, как налаживанием этих самых связей. Любая современная компания заинтересована в том, чтобы у клиентов и партнеров сложилось о ней положительное мнение. Кроме того, происходящие в фирме события должны быть представлены в выгодном свете. Поэтому PR-специалист просто необходим многим организациям. Он - голос и лицо компании.

Чем же конкретно занимается пиарщик?

  • Он должен разработать единую PR-стратегию фирмы, потрудиться над созданием имиджа, репутации организации и ее первых лиц.
  • Под его юрисдикцию попадает также контроль над информационными потоками: он и только он отвечает, какие сведения о компании просачиваются во внешний мир, как интерпретируются те или иные события, происходящие в фирме, и действия ее руководства.
  • Кроме того, поиск привлекательных информационных поводов, налаживание контактов с журналистами, выделение и «окучивание» значимых для нанимателя СМИ тоже являются прямыми обязанностями специалиста по связям с общественностью.
  • Он готовит пресс-конференции, устраивает интервью с представителями организации, размещает рекламу, проводит корпоративные мероприятия. Пиарщик должен отстаивать интересы компании на самых разных уровнях, будь то внутреннее совещание или выступление в прямом видеоэфире.

Однако немалая часть руководителей смутно представляют себе роль PR-специалиста.

  • Так, одни берут пиарщика исключительно для написания речей.
  • Другие считают, что основные его задачи — строчить пресс-релизы, рассылать сведения о фирме в газеты, информационные агентства, на телевидение, в блоги и т.д.
  • Иногда его функции сводят к администрированию корпоративного сайта, либо превращают пиарщика в буфер обмена между начальством и журналистами — пусть, мол, отбрехивается от прессы, за то ему и платят.
Таким нерациональным способом использовать сотрудника - все равно что забивать гвозди микроскопом. Соответственно, и результатов подобная деятельность не принесет. Умные бизнесмены уже начали понимать это и требовать от PR-консультантов большего.

Чтобы добиться успеха на поприще связей с общественностью, человеку потребуется целый набор качеств (ошибаются те, кому на ум сразу пришли наглость, пронырливость, умение пускать пыль в глаза). Руководители организаций, отбирая кандидатов на вакансию PR-специалиста, хотят видеть на этом месте человека творческого, общительного, эрудированного, способного широко мыслить и анализировать данные. Кроме того, он должен быть хорошим психологом и дипломатом, уметь интересно говорить и внимательно слушать. Не лишними окажутся стрессоустойчивость, желание постоянно учиться и расти профессионально, способность быстро ориентироваться в меняющейся ситуации. Работодатели также считают, что специалист по связям с общественностью обязан знать как минимум один иностранный язык (в первую очередь английский), а лучше несколько.

Практики не хватает

Вчерашние школьники сегодня нередко выбирают профессию пиарщика. Правда, подчас главным критерием становится не понимание особенностей данного вида деятельности, а тот факт, что на рынке труда PR-консультанты востребованы, значит, без работы они уж никак не останутся. Особенно популярна профессия специалиста по связям с общественностью у девушек. В России вообще среди пиарщиков не в пример больше представителей прекрасного пола, так же, как в Австрии. Выстраивание новых отношений, общение, умение расположить к себе людей и ненавязчиво дать информацию — традиционно женщине это удается лучше, нежели мужчине.

Мест для получения образования по данной профессии множество — в течение последнего десятилетия отделения, готовящие специалистов по связям с общественностью, появились во многих вузах как государственных, так и коммерческих. У работодателей в чести молодежь с дипломами МГИМО, МГУ, ГУУ, ВШЭ. Выпускникам не столь известных учебных заведений корочки помогают в меньшей степени. Впрочем, среди профессионалов бытует мнение, что пиарщиком способен стать любой человек, даже не имеющий соответствующей подготовки, был бы он умным, общительным и креативным. Многие эксперты вообще считают профильное образование никчемным и некачественным. Причина этого — невозможность соединить институтскую теорию с практикой на деле. Во-первых, отечественной литературы по PR явно недостаточно, так что учится молодежь на западных примерах, которые часто неприменимы к российской действительности. Во-вторых, преподавателей-практиков в учебных заведениях можно пересчитать по пальцам. Соответственно, альма-матер покидают студенты, вооруженные чисто теоретическими познаниями и не знающие, как их использовать.

Обжегшись на этом, наниматели предпочитают брать на работу не собственно пиарщиков, а людей, имеющих хорошую базу. Особенно ценят гуманитариев, получивших второе образование в области PR. Психологи, философы, филологи, журналисты, историки — их можно увидеть на должности консультанта по связям с общественностью. Причем пишущую братию — особенно часто. Репортеры с опытом и уже наработанными связями — прямые конкуренты профессиональных пиарщиков. Бывшие сотрудники СМИ составляют примерно половину всех PR-специалистов.

Выбирая, не прогадать

Определяясь со специализацией в середине периода обучения, будущие пиарщики могут склониться в пользу одного из вариантов: применить свои знания в области политики, бизнеса или шоу-бизнеса. Если несколько лет назад самой прибыльной считалась профессия политтехнолога, то сейчас подавляющее большинство выпускников вузов идут в бизнес.

Применение PR-специалист найдет в рекламном или PR-агентстве либо в непрофильной компании. Люди опытные считают удачным началом карьеры работу в PR-агентстве. Во-первых, это дает возможность попробовать себя в разных направлениях и проектах. Во-вторых, в случае необходимости новичку не откажут в помощи более опытные коллеги, поскольку над проектом обычно трудится целая команда. В-третьих, именно в агентстве есть шанс проявить творчество и реализовать все свои идеи. В итоге такая фирма станет неплохим жизненным университетом для начинающего пиарщика. Профессионалы советуют попробовать силы еще во время обучения в вузе. Показать себя лучше всего в период прохождения практики — агентства обычно с охотой принимают стажеров. Так что студент наконец сможет четко понять, как должна строиться его работа, обрасти связями, стать своим. А наниматель сделает вывод о наличии у человека необходимых в профессии качеств. Если студент понравится, его оставят в организации. Первое время он будет трудиться под началом опытного куратора, который подскажет практические детали и научит тонкостям мастерства. Конечно, до поры придется заниматься всякой ерундой, быть мальчиком на побегушках, но обычно молодые специалисты идут на это, понимая, что им нужно всему учиться.

В непрофильной фирме пиарщику в одиночку приходится отвечать буквально за все — он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Однако в этой ситуации человек видит поставленные перед ним цели и задачи более полно, поскольку всегда в курсе событий и видит ситуацию изнутри. Подчиняется такой сотрудник, как правило, непосредственно генеральному директору, а не куче начальников. Но рано или поздно наступает момент, когда ему становится неинтересно играть роль связующего звена и писать новости, — нужно расти.

Карьерная лестница пиарщика обычно состоит из нескольких ступенек: ассистент специалиста по PR, PR-менеджер, руководитель проекта, начальник отдела, директор агентства или независимый PR-консультант. Переход с одной ступеньки на другую, как правило, занимает около двух лет, так что лет через пять талантливый профессионал способен добиться определенных высот и удовлетворить собственные амбиции. Впрочем, он может податься в регионы, где столичных спецов ценят, дают широкие полномочия и высокие должности.

Цена пиарщика зависит от его уровня и опыта. Новичку стоит рассчитывать на 400-500 долл., средний оклад имеющего опыт PR-специалиста составляет 1-2 тыс. долл. Таков уровень зарплаты большинства консультантов по связям с общественностью. Однако доходы грамотных сотрудников, находящихся на топовых позициях в крупных агентствах, могут достигать 8 тыс. долл. В регионах эти суммы меньше в разы. Кстати, значительную часть доходов составляют бонусы.

Выбиться в люди

Если 15 лет назад пиарщиков можно было пересчитать по пальцам, сейчас для этого не хватит пальцев рук и ног — таких людей тысячи. Наниматели отмечают, что дефицита специалистов по связям с общественностью сегодня нет, вакансий вдвое-втрое меньше, чем претендентов, так что конкуренция в сфере середнячков-исполнителей достаточно велика. Другое дело — опытные профессионалы, способные справиться с ролью руководителя проекта или рабочей группы. Мастеров своего дела, в чьем в арсенале есть успешно реализованные проекты, не хватает.

Наблюдая за развитием ситуации, эксперты считают, что в дальнейшем ситуация мало изменится. Спрос на классных профессионалов предопределен, но и исполнители тоже будут востребованы. При этом ожидается активное развитие бизнес-пиара и редкое обращение к политическому пиару вследствие сокращения количества выборов. Сфера услуг, средний и крупный бизнес — вот поле деятельности PR-специалистов. Эксперты предсказывают активное развитие отрасли PR в регионах и расширение географии.

Несмотря на сравнительную молодость, данная профессия заняла свою нишу. Мода быть пиарщиком постепенно пройдет, причем процесс уже начался. Посему людям, решившим избрать для себя этот род занятий, стоит подумать, разобраться, что придется делать в качестве специалиста по связям с общественностью.

Tags:

No responses yet

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top